Международная охрана интеллектуальной собственности

Как уже говорилось, право на объекты интеллектуальной собственности имеет территориальный характер. Оно не действует само по себе (автоматически) на территории других государств. Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.

 

Первым универсальным договором в сфере промышленной собственности была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Затем появилось универсальное соглашение в области авторских прав - Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.

Перечень охраняемых объектов авторского права постепенно расширялся. Так, в сфере авторского права и смежных прав с развитием техники (звукозапись, радиотрансляция и т.д.) назрела необходимость выделить группу прав организаций - производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания (субъекты смежных прав). Этот процесс сопровождался принятием на международном уровне изменений в соглашения между государствами и заключением новых международных договоров.

В настоящий момент Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений, ключевые из которых необходимо упомянуть.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. Текст соглашения пересматривался несколько раз (в 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 г.). В числе участников конвенции более 145 государств. Российская Федерация присоединилась в 1994 г., при этом Россия сделала уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Этим нарушается принцип ретроохраны, то есть охраны произведений, которые на момент вступления Конвенции в силу еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (ст. 18 Конвенции).

По своей сути, Конвенция базируется на трех принципах.

Принцип "национального режима" - произведения, созданные в одной из стран - участниц Конвенции, получают в других странах-участницах такую же охрану, как и произведения, созданные собственными гражданами.

Принцип "автоматической охраны" - национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей (депонирование произведения, регистрация и т.п., которые существуют в некоторых странах, таких как США, Англия).

Принцип "независимости охраны" - произведение охраняется в странах - участницах Конвенции независимо от того, предоставлена ли охрана в стране происхождения произведения.

Ст. 2 Конвенции определяет круг охраняемых произведений и приводит их примерный перечень: "Термин ''литературные и художественные произведения'' охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам".

Конвенция предусматривает деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные. К последним относится право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

К имущественным правам Конвенция относит:

  • право на перевод;
  • право на воспроизведение;
  • право на публичное исполнение и передачу исполнения для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;
  • право на передачу произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
  • право автора литературного произведения на публичное чтение своего произведения, осуществляемое любыми средствами или способами;
  • право автора на передачу любым способом чтения своего произведения для всеобщего сведения;
  • право авторов литературных и художественных произведений на переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений;
  • право авторов литературных и художественных произведений на кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений, а также право на публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.

Другим заслуживающим внимание документом является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Российская Федерация участвует в Конвенции в редакции 1952 г. с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Всемирная конвенция не действует с обратной силой в отличие от Бернской конвенции.

Важное положение, имеющее практическое значение, содержится в статье III Всемирной конвенции. Если какое-либо государство предусматривает соблюдение формальностей для цели предоставления охраны произведению (депонирование произведения, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), то для иностранных авторов, произведения которых впервые выпущены в свет вне территории этого государства, эти формальности считаются выполненными, если начиная с первого выпуска в свет этих произведений все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет; этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

Всемирная конвенция признает право на перевод, но ограничивает его в связи с потребностями развивающихся государств. Если зарубежное произведение не было переведено на национальный язык государства по истечении семи лет с момента его выпуска в свет, то любой гражданин этого государства - участника Конвенции может получить от компетентного органа данного государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке, на котором оно до этого не было выпущено в свет.

Срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти. Но если государство ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени первого выпуска в свет произведения, то оно вправе сохранить такие отступления или распространить их на произведения других категорий. Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет (п. 2 ст. 4).

Еще один важный международный документ - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Российская Федерация - участница Конвенции с 13 марта 1995 г.

Как признается в Конвенции: "Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики" (ст. 2). Таким образом, за производителем фонограмм закрепляется право на воспроизведение и право на импорт. Естественно, ввоз (импорт) фонограмм для личных нужд не подпадает под действие этого права.

"В тех случаях когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа P (в круге) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии" (ст. 5).

Кроме того, Россия является участницей Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция).

Это первое международное соглашение по смежным правам, которое охватывает всех субъектов: исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. После этой конвенции международные соглашения в области смежных прав касались только отдельных субъектов и их прав.

Россия стала участницей этой конвенции с 26 мая 2003 г. По состоянию на конец 2004 г. участниками Конвенции являются 79 государств.

Конвенция основана на принципе "национального режима", который относится ко всем трем субъектам смежных прав. Конвенция предусматривает, какими правами пользуются исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

  1. была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;
  2. имели место не включенные в фонограммы исполнения;
  3. имела место передача в эфир.

Помимо названных, Российская Федерация является участницей Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее - Брюссельская конвенция), была подписана в Брюсселе 21 мая 1974 г. Для СССР указанная конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерации является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Дело в том, что вещание через спутники не охватывается определением Римской конвенции "передача в эфир" ("передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой"), поскольку на момент принятия Конвенции "публика" еще не могла непосредственно принимать сигналы со спутников - обязательно присутствовал посредник, который, принимая сигналы со спутника, затем распространял их по кабелю.

Согласно положениям Брюссельской конвенции, договаривающие государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. Положения Брюссельской конвенции не распространяются на случаи передачи сигналов от органа-источника или по его поручению и излучения через спутники для непосредственного использования публикой. Таким образом, из сферы действия Конвенции исключается распространение сигналов, полученных от спутников прямого вещания, позволяющих принять передачи непосредственно при помощи радиоприемников и телевизоров без использования наземной станции. Кроме того, положения данной конвенции не применяются к распространению вторичных сигналов, полученных от сигналов, которые уже были распространены лицом, для которого эти сигналы предназначались.

Ст. 4 Брюссельской конвенции предусматривается ряд исключений в целях повышения образовательного уровня населения развивающихся стран. Разрешается использовать несущие программы сигналы, если сигналы несут короткие выдержки из передаваемой с помощью спутника сигналов программы, содержащие сообщения о текущих событиях, предназначенные для использования в информационных целях или в качестве цитат, или передаваемая сигналами программа распространяется в развивающихся странах в образовательных или научно-исследовательских целях.

Однако в указанной конвенции новые права организациям вещания непосредственно не предоставляются.

Среди региональных международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.

Соглашение предусматривает, что "государства-участники предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций телерадиовещания".

В соответствии с соглашением, "государства-участники будут проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий" (ст. 4 Соглашения).

В то же время необходимо отметить, что в сфере авторского права и смежных прав в настоящий момент Россия не является участником следующих значимых международных документов:

  • Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г.;
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.;
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г.

Присоединение к указанным документам необходимо ожидать в ближайшем будущем, поскольку это предусмотрено Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом 1994 г.

Договор ВОИС по авторскому праву является ключевым в этой области, хотя оба названных договора ВОИС 1996 г. приняли вызов цифровых технологий и, в частности, в согласованном заявлении к ст. 1 Договора по авторскому праву закрепили следующее положение: "право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (ст. 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности к использованию произведений в цифровой форме. Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции".

Также в соответствии с Договором по авторскому праву авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения, включая их "доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору" (ст. 8). Эта замысловатая формулировка относится прежде всего к сети Интернет.

Договор также ввел понятие "информации об управлении правами". Это информация, которая "идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения" (п. 2 ст. 12).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, как и предыдущий, ориентирован на цифровые технологии, но уже применительно к своей сфере. В преамбуле Договора содержатся, в частности, такие слова: "Договаривающиеся стороны... признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на производство и использование исполнений и фонограмм...". Этим определено содержание последующих статей - многие из них обусловлены возникновением новой среды распространения исполнений и фонограмм, цифровой среды.

Например, ст. 10 признает исключительное право исполнителей "разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору". Аналогичная статья (ст. 14) введена в отношении права производителей фонограмм.

Интерес представляет ст. 18: "Договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по Договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм или не допускаются законом".

Еще одним упоминавшимся документом "на подходе" к подписанию со стороны России является Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и обязательно для всех стран - членов Всемирной торговой организации.

Это соглашение универсально не только по количеству стран-участниц, но и по кругу прав на объекты интеллектуальной собственности, которые оно охватывает: авторское право и смежные права, право на товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию (п. 2 ст. 1 Соглашения).

Соглашение базируется на принципе "национального режима", режима "наибольшего благоприятствования".

Промышленная собственность

Наиболее важными документами, затрагивающими вопросы международного права и сотрудничества в сфере патентного права, являются Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Договор о патентной кооперации 1970 г.

Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Основное назначение Конвенции - упрощенная регистрация объектов патентного права субъектами одних государств на территории других государств, стран - участниц соглашения. Однако нет такого юридического понятия, как "всемирный патент", то есть нельзя запатентовать изобретение или промышленный образец один раз и так, чтобы он получил правовую охрану во всем мире. Необходимо подавать заявки в компетентные органы каждой страны для получения в ней охраны. Страны - участницы Конвенции образуют условный Союз по охране промышленной собственности. Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета (заявители имеют право подавать в течение года заявки в странах Союза, и эти заявки будут считаться новыми, несмотря на то что они ранее уже поданы в других странах). Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза. Вследствие этого последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, применения знака, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза. Таким образом, при подаче международной заявки у лица возникает право конвенционного приоритета. Срок приоритета составляет 12 месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев для промышленных образцов. Более того, Патентный закон Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Патентном законе, то применяются правила международного договора. В случае противоречия российского патентного законодательства и международного соглашения будут применяться положения последнего. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным на основании того, что продажа продукта, запатентованного или изготовленного запатентованным способом, подвергнута на основании национального законодательства ограничениям или сокращениям. Ввоз патентообладателем в страну выдачи патента объектов, изготовленных в той или иной стране Союза, не влечет за собой утраты основанных на нем прав. Для уплаты пошлин, предусмотренных для сохранения прав промышленной собственности, предоставляется льготный срок, составляющий не менее шести месяцев, при условии уплаты дополнительной пошлины, если такая пошлина устанавливается национальным законодательством. В каждой из стран Союза не рассматриваются как нарушение прав патентообладателя:

  1. Применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии, что эти средства используются исключительно для нужд судна.
  2. Применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране.

Если продукт ввозится в страну Союза, где существует патент, охраняющий способ производства указанного продукта, патентообладатель имеет в отношении ввезенного продукта все права, какие ему предоставляет законодательство импортирующей страны на основе патента на способ производства в отношении продуктов, изготовленных в данной стране.

Договор о патентной кооперации. Основное назначение данного документа - облегчение подачи заявок на патентование изобретения, полезной модели, промышленного образца. Государства - участники договора образуют союз для сотрудничества в области подачи заявок на охрану изобретений, проведения по ним поиска и экспертизы, а также по оказанию специальных технических услуг. Этот союз именуется Международным союзом патентной кооперации. В договоре предусмотрены следующие положения: международная заявка и международный поиск, международная заявка, заявление, процедура, применяемая Международным поисковым органом и т.д.

Примерная схема так называемой "международной регистрации" такова:

  1. Заявитель подает заявку, в которой указывает перечень стран, где он желал бы получить охрану.
  2. Ведется международный поиск, публикация и предварительная экспертиза.
  3. Заявитель еще раз выбирает перечень стран из указанного им списка.
  4. Заявки поступают в компетентные органы каждой из заявленных стран.

Рассмотренная регистрация довольно удобна для правообладателя, поскольку позволяет с минимальными усилиями и затратами получить правовую охрану своей разработке в нескольких странах мира.

Существуют и другие международные соглашения, обеспечивающие межгосударственную охрану патентным документам. Отдельно следует выделить Евразийскую патентную конвенцию, принятую странами СНГ.

Государства - участники Конвенции предприняли попытку создания межгосударственной системы получения правовой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех государств-участников.

Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, была учреждена Евразийская патентная организация. Ее органами являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство. Ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Владелец евразийского патента может передавать свое право или выдавать на него лицензии.

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. За поддержание в силе евразийского патента ежегодно уплачиваются пошлины. Для продолжения действия евразийского патента патентовладелец должен указать название каждого государства, в котором он желает продолжения действия патента. Такое указание направляется в Евразийское ведомство одновременно с уплатой пошлины за поддержание евразийского патента в силе. Эта пошлина уплачивается в отношении каждого указанного государства.

Однако существуют и прямые международные соглашения, участником которых является Российская Федерация, и распространяются они на страны СНГ.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.).

Согласно соглашению, это сотрудничество между странами включает в себя:

  • во-первых, решение вопросов, связанных с охраной и использованием прав на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты промышленной собственности;
  • во-вторых, упрощение процедуры подачи и рассмотрения заявок на выдачу охранных документов заявителей Российской Федерации в Республике Беларусь и заявителей Республики Беларусь в Российской Федерации;
  • в-третьих, обмен информацией, нормативными и иными документами, а также опытом в области охраны промышленной собственности.

В области охраны промышленной собственности физические и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, преимуществами и средствами правовой защиты, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами другого государства собственным физическим и юридическим лицам. По ходатайству Государственного патентного ведомства Республики Беларусь при Совете министров Республики Беларусь (Белгоспатент) Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) проводит информационный поиск и подготавливает заключения экспертизы по заявкам на выдачу патентов Республики Беларусь на изобретения и промышленные образцы, исходя из условий патентоспособности, установленных правовыми актами Российской Федерации. Роспатент оказывает содействие Белгоспатенту в организации работы по комплектованию национального патентного фонда, разработке автоматизированных патентно-информационных систем, подготовке и стажировке специалистов в организациях Роспатента, а также в публикации сведений об объектах промышленной собственности, заявляемых или охраняемых правовыми актами Республики Беларусь, с использованием полиграфической базы и информационных изданий Роспатента.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Киев, 30 июня 1993 г.).

В соответствии с соглашением государства признают действие на своих территориях ранее выданных охранных документов СССР на объекты промышленной собственности на условиях, установленных законодательством каждой стороны. В нормативных актах предусмотрено право на преобразование авторских свидетельств СССР на изобретения и свидетельств СССР на промышленные образцы в национальные патенты, не ограничивая возможность такого преобразования сроками, меньшими, чем сроки действия патента на изобретение и патента на промышленный образец. Стороны признают, что любое физическое или юридическое лицо, которое до даты подачи ходатайства о выдаче национального патента по заявке на выдачу авторского свидетельства (свидетельства) СССР или по авторскому свидетельству (свидетельству) СССР добросовестно в интересах своего дела или своего предприятия использовало в Российской Федерации или Украине изобретение (промышленный образец) или сделало необходимые к этому приготовления, имеет право продолжать использование изобретения (промышленного образца) или использовать его в соответствии с такими приготовлениями без заключения лицензионного соглашения. При этом указанное лицо выплачивает авторам изобретения (промышленного образца) вознаграждение в соответствии с законодательством того государства, в котором имело место указанное использование или приготовление.

Аналогичные соглашения существуют между Правительством Российской Федерации и

  • Правительством Азербайджанской Республики (Москва, 18 июля 1994 г.);
  • Правительством Республики Армения (Москва, 25 июня 1993 г.);
  • Правительством Республики Казахстан (Москва, 28 марта 1994 г.);
  • Правительством Киргизской Республики (Бишкек, 13 октября 1995 г.);
  • Правительством Республики Узбекистан (Ташкент, 27 июля 1995 г.).

Товарные знаки и знаки обслуживания

В числе основополагающих международных документов этой сферы необходимо вновь назвать Конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г. О сущности Конвенции было сказано выше, здесь необходимо остановиться на ее положениях, связанных с особенностями, касающимися товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара.

В соответствии с Конвенцией срок приоритета равен шести месяцам. Подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза (стране - участнице Конвенции) ее национальным законодательством. Однако знак, заявленный гражданином страны Союза в какой-либо другой стране Союза, не может быть отклонен или признан недействительным на основании того, что он не был заявлен, зарегистрирован или возобновлен в стране происхождения. Знак, надлежащим образом зарегистрированный в какой-либо стране Союза, рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза, включая страну происхождения. Каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть. Страны Союза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков. Страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. В РФ по заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.

Для предъявления требования об аннулировании указанного знака предоставляется срок не менее пяти лет, исчисляемый с даты регистрации знака. Страны Союза имеют право установить срок, в течение которого может быть потребовано запрещение применения знака. Срок не устанавливается для предъявления требования об аннулировании или запрещении применения знаков, зарегистрированных или используемых недобросовестно. Страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики.

Еще необходимо упомянуть о международной системе регистрации товарных знаков, получившей название "Мадридская система". Она основывается на Мадридском соглашении о международной регистрации знаков (1891 г.) и Мадридском протоколе, относящимся к Мадридскому соглашению (1989 г.).

Назначение соглашения - предоставление товарному знаку, зарегистрированному в Международном бюро, такой же правовой охраны, как если бы он был заявлен в странах - участницах Мадридского соглашения непосредственно. Основываясь на этом соглашении, предприниматели стран-участниц могут обеспечить во всех других странах - участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро ВОИС интеллектуальной собственности, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности при посредстве ведомства указанной страны происхождения.

Для осуществления международной регистрации товарного знака его обладатель подает заявку в Международное бюро ВОИС в Женеве и в этой заявке указывает страны, в которых желает получить охрану. ВОИС перенаправляет заявку в страны, указанные в заявке. Эти страны проводят экспертизу заявки по своим национальным критериям, и каждая страна самостоятельно определяет вопрос о предоставлении правовой охраны товарному знаку на ее территории.

Для обращения к Мадридской системе товарный знак уже должен иметь национальную регистрацию (или должна быть хотя бы подана национальная заявка). Если в течение первых пяти лет национальная регистрация будет аннулирована, то это повлечет и автоматическое аннулирование международной регистрации, однако по истечении этого срока международная регистрация становится независимой от национальной и продолжает действовать даже в случае аннулирования регистрации в родной стране.

Любая заявка на международную регистрацию должна быть представлена на специальном бланке. Ведомство страны происхождения знака удостоверяет, что данные, приводимые в этой заявке, соответствуют данным национального реестра, и указывает даты, номера заявки и регистрации знака в стране происхождения, а также дату подачи заявки на международную регистрацию.

Регистрационный документ, полученный на основе Мадридского соглашения, содержит:

  • дату международной регистрации;
  • дату действительного внесения знака в Международный реестр;
  • период в двадцать или десять лет, за который была уплачена основная пошлина;
  • порядковый номер международной регистрации;
  • имя и адрес владельца знака и, в случае необходимости, адрес, который должен быть использован для переписки;
  • если в адресе владельца указана страна иная, чем страна происхождения, причина, по которой указанная страна рассматривается как страна происхождения;
  • изображение знака в черно-белом исполнении и, если испрашивается охрана цвета, изображение знака в цветном исполнении;
  • в случае необходимости указание цвета или сочетания цветов;
  • в случае необходимости указание категорий и разделов Международной классификации изобразительных элементов знаков;
  • указание "объемный знак", если он является таковым;
  • в случае необходимости транслитерацию, а также перевод;
  • указание "коллективный знак", "сертификационный знак" или "гарантийный знак", если он является таковым;
  • товары и услуги, для которых испрашивается охрана знака, сгруппированные по классам Международной классификации товаров и услуг;
  • страну происхождения, даты, номера заявки и регистрации знака, действующей в этой стране на дату подачи заявки на международную регистрацию;
  • когда это применимо, указание о том, что подача заявки в стране происхождения или любая другая подача заявки в другой стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности, указанной заявителем, является, по его утверждению, первой подачей заявки, а также дату и номер другой заявки.

Таким образом, Мадридское соглашение предоставляет возможность достаточно удобно осуществлять регистрацию товарного знака в более 50 странах мира одновременно.

Селекционные достижения

Одной из определяющих международных организаций является "Международный союз по охране новых сортов растений" (Union Internacionale pour la Protection des Obtention Vegetales, UPOV). Союз является межгосударственной организацией, штаб-квартира которой расположена в Женеве.

"Международный союз" учрежден Международной конвенцией по охране новых сортов растений, которая была подписана в Париже в 1961 г., вступила в силу в 1968 г. И неоднократно пересматривалась.

Конвенция выполняет две основные функции:

  1. предписывает минимальный объем прав, которые государства-члены должны предоставлять своим селекционерам, то есть она устанавливает минимальный объем охраны;
  2. устанавливает стандартные критерии для предоставления охраны: новизну, отличимость, однородность, стабильность и соответствующее наименование.

Членами "Международного союза" являются более 50 государств. Они взяли на себя обязательство предоставлять права селекционеров на новые сорта растений в соответствии с принципами, установленными Конвенцией.

Любое государство, имеющее соответствующее законодательство по охране сортов растений, посредством членства в "Международном союзе" имеет возможность делиться собственным опытом и использовать объединенный опыт других государств-членов, а также вносить свой вклад в содействие международной селекции растений.

Совет "Международного союза" состоит из представителей членов Союза. Каждое государство, являющееся членом Союза, имеет в совете один голос. Для решения стоящих перед Союзом задач совет "Международного союза" учредил следующие органы:

  1. Консультативный комитет.
  2. Административный и законодательный комитет.
  3. Технический комитет, состоящий из технических рабочих органов:
  • по сельскохозяйственным культурам;
  • по автоматизации и компьютерным программам;
  • по плодовым культурам;
  • по овощным культурам;
  • по декоративным и лесным культурам;
  • технический рабочий орган по компьютерным программам;
  • рабочая группа по биохимическим и молекулярным технологиям и частичному профилированию ДНК.

Эти органы состоят из представителей и экспертов государств-членов. На своих периодических встречах они обсуждают и утверждают рекомендуемые методики проведения испытаний, компьютерные программы и базы данных по испытанию и охране сортов растений, административной и правовой деятельности.

 

 

по материалам Интернет-Университета Информационных технологий (www.intuit.ru)

Категория статьи о лицензировании:

Новости сайта

У каждого за долгие годы накапливается старая электроника которая уже не используется, хранить ее только пыль копить, продать такую технику сложно, а выкинуть жалко.

На сайте создан новый раздел "Компьютерные фирмы Санкт-Петербурга" в котором вы можете легко найти интересующую вас компьютерную фирму по тематическому рубрикатору, или по ключевым словам основных

Администрация сайта сообщает что сайт lenpatent.ru полностью перенесен на CMS Drupal! Все данные пользователей старого сайта успешно перенесены на новый сайт. Но изменился способ входа на сайт.